Недавно разговаривали с Морр по скайпу. Я рассказывала про людей, которые вроде и понимают какую-то штуку в себе, но не признают и не меняют. Морр улыбнулась и сказала: «Ну, котик, это ты «человек в терапии».
И я вспомнила, сколько раз уже тормозила себя, сталкиваясь с подобными ситуациями ирл. Стоило мне немного прокачаться в собственной терапии, я начала подругам и друзьям отвечать репликами, более подходящими психотерапевтке, чем подруге. И эта разница важна, как для дружбы, так и для терапии.
Подруге не нужен анализ ее эмоций. Да, порой моя терапевтка играет роль моей подруги и оказывает эмоциональную поддержку и говорит, что мудаки действительно мудаки. Но это осознается мной как временная роль, и она это оговаривает, и основная цель наших сеансов не в этом.
Очень интересно осознавать свои разные отношения с разными людьми. Выстраивать их, чувствовать их.
А я постараюсь не пытаться всех «спасти». Как-то оказывается, что просто быть Сашей (лучшей версией Саши, которой я только могу быть и люблю) вполне достаточно, чтобы мне и окружению было комфортно. И порой это даже может кому-то обеспечить поддержку – максимум для человеческих отношений уровня дружбы, в общем-то (не говоря о каких-то экстренных случаях, да и то).